Амазонки






Амазонки (др.-греч. ἀμαζόνες — безгрудые) — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок. Название «амазонки» (в дословном переводе — «безгрудые») происходит от того, что, согласно мифам, амазонкам в раннем возрасте прижигали одну из грудей, чтобы та впоследствии не росла и таким образом не мешала стрелять из лука. 



Согласно мифу, амазонки жили на побережье Чёрного моря, при реке Фермодонт и близ реки Ирис, сейчас Ешильырмак. Историк А. Б. Снисаренко считает, что ареал обитания амазонок практически совпадал с контурами турецких вилаетов Амасия, или Амазья, и что, возможно, этот топоним хранит следы названия легендарного племени, и Самсун («Курс — Море Мрака»). Отсюда они предпринимали свои походы в Азию. Ими, согласно преданию, построены Эфес, Смирна и другие города.

Уже Гомер упоминает о войнах Беллерофонта и фригийцев с амазонками. Царица их Ипполита (по другим рассказам, Антиопа) была убита Гераклом, которому Еврисфей поручил отнять у неё пояс. Во время этого похода Тесей расположил к себе Антиопу, вследствие чего амазонки вторглись в Аттику. В «Жизнеописаниях» Плутарх со ссылкой на Гелланика рассказывает о том, как амазонки, переправившись по льду через Боспор Киммерийский, пошли покорять Аттику, когда там правил Тесей, и после неудачной четырёхмесячной войны возвратились на родину [1].

Кроме того, они под начальством своей царицы Пенфесилии выступили против греков, на помощь троянскому царю Приаму. В позднейших сказаниях упоминается о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Македонского, чтобы иметь от него детей (см. Женщины Александра Великого).

Миф об амазонках вошёл не только в эпическую поэзию, но и стал предметом образовательного греческого искусства. Самые замечательные греческие художники древности, например, ваятель Фидий Поликлет, живописец Микон и другие изобразили амазонок в статуях, рельефах и картинах (битвы амазонок, приключения Тесея с амазонками и пр.). Сохранились античные подражания статуям великих мастеров, рельефы из Галикарнаса, изображения на вазах и пр. На них амазонки предстают в идеально красивых формах женщин с обеими грудями, но с весьма развитыми мускулами.

Амазонки считали своей богиней-покровительницей Артемиду, как воплощение женщины-воина.

Споры о том, были ли амазонки на самом деле, продолжаются до сих пор. В пользу версии о существовании племени женщин-воительниц говорит тот факт, что амазонки присутствуют на множестве античных изображений, причем как вместе с мифическими, так и с реальными историческими персонажами. Многие историки считают, что опровержению факта существования амазонок поспособствовали лишь огромное количество мифов, которыми окружили их. Вышеупомянутое вторжение амазонок в Аттику также изображено на древних рисунках. Сторонники теории существования амазонок отмечают, что последнее историческое упоминание амазонок относится к периоду правления Александра Македонского, после этого след амазонок теряется. Кроме того, на территории Украины и в других местах, где предположительно жили амазонки, не так давно были найдены захоронения женщин, в которых покоились луки, стрелы и дротики. Однако в подобных погребениях полностью отсутствовали останки мечей, боевых топоров и прочего оружия ближнего боя, за исключением ритуальных кинжалов, что указывает на аристократическое происхождение погребенной или её статус жрицы, а также отсутствие защитных приспособлений и доспехов, что указывает на то, что женщины, как и подростки, могли помогать начинать сражение путем обстрела противника с безопасного расстояния и затем уходили за основную массу войска, состоявшего из мужчин.


Овчинников Владимир. Амазонки


В 16 веке тема амазонок была в Европе едва ли не самой популярной среди деятелей культуры. Археологии как науки не существовало, ничего не было известно о теории Ч. Дарвина и конечно о генетике, антропологии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что великие географические открытия сопровождались темами попыток «открытия» амазонок. Так непознанную тему подхватили конкистадоры, кстати, это слово переводится как исследователи.

Во Франции этнологи считают, что франки – потомки амазонок, к этой теме обращался и знаменитый этнограф и путешественник Тур Хейердал, его последнее путешествие было предпринято в Россию. Целью исследования была тема происхождения скандинавов по индоевропейской ветви. К теме амазонок исторически причастны многие страны: Греция, Италия, Испания, Португалия, Англия, Германия, Малые Антильские острова, страны Центральной Америки – Перу, Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бразилия, а также Египет, Монголия, Казахстан. Но главную роль играет Россия, и, прежде всего Краснодарский край и Ростовская область и наш приоритет мир готов признать, нам стоит только сделать на это заявку. 

Для привлечения туристов, которые могут дать рабочие места тысячам и тысячам кубанцев, нам не нужно выдумывать Лох-Несского чудовища, на котором, кстати, заработали предприимчивые жители туманного Альбиона около 18 миллиардов фунтов за неполные 15 лет. Нам не нужно показывать морскую пену на пустынном берегу, из которой якобы появилась Афродита, что делают тоже неглупые жители Кипра. Нам можно просто рассказывать о действительно чудесной древней истории нашей земли. 

Нам совершенно понятно также, что наш казачий край унаследовал от наших древних предков уважительное и равноправное отношение к женщине, которая как сказал Некрасов « …и коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Нам ясно, что казаки появились здесь, на берегах Меотиды и Понта Эвксинского (Черное море) гораздо раньше, чем 210 лет назад, это было просто очередное возвращение. Тысячи лет жители «Дикого поля» - казаки вели свой неспешный путь в бескрайних просторах от Дона до Южного Урала. Савроматы, к которым современная наука приписывает многих амазонок, принадлежат к той же этнической группе, что и многие жители степей Дона, Кубани, Поволжья, Южного Урала. Курганы, в изобилии, покрывающие Кубанские равнины, на самом деле не все скифские, значительная их часть – савроматские. 

Мы представили эту романтическую тему «Земли золотых амазонок» средствами изобразительного искусства наших Кубанских художников в здании Законодательного Собрания краснодарского края. Это не явилось каким-то новым дополнением к огромному числу произведений творцов разных эпох и народов в этой вечной теме – «амазонки». 

Мы относимся к этой пока небольшой коллекции как к первоисточнику, как к изначальному осмыслению, как к основополагающему началу нового этапа понимания судеб нашего края. Ибо руку художника – творца, кубанца вел зов героических предков, свободолюбивых и независимых людей, через сотни поколений передавших нам искру веры в незримую связь земли и человека, на ней рожденного… 

Представили свои работы на выставку Кубанские художники: В. Коробейников, О. Салькова, В. Блохин, Ю. Баранкина, В. Оноприенко, И.Терёшина, В Потапов, В. Хмель, В. Сувалов, О. Гаврилов, А. Эсмонт, А. Архангельский, И. Оноприенко, Ю. Понамаренко, О. Сидоров С. Чалый, С.Храмов, А. Мартиросов, И. Белоусова, С. Демкина, И. Тахтамышев, О. Техненко, Н. Калугина. Е. Меренкова, Л.Александрова, Н. Дудко, Н. Захаров, Н. Черняк, А. Лупенко, В. Пальченков и другие. 

Нам совершенно ясно, что эту историю ждут во всем мире и вполне оправдана практическая программа использования этой темы для международного туризма, например, путем создания на Кубани причерноморского парка «Земли золотых амазонок», в котором и будет рассказываться о фактах и мифах из античной истории наших мест. Для международного продвижения нашего Кубанского приоритета в этой всемирно известной теме, необходимо продолжить системную работу по сбору, анализу, систематизации и сопоставлению фактов, мифов и легенд об амазонках, которые должны быть изложены в респектабельном международном издании – книге, повествующей о теме амазонок в античной истории территории Краснодарского края. Книга будет хорошо иллюстрированной, иметь свидетельства первоисточников как объективной доказательной базы и издана на русском и английском языках. Работу над книгой мы проводим в течение 6 лет, нами собраны интересные и достоверные материалы, получены данные разных наук, сняты научно-популярные видеофильмы «Тайны страны Амазонок».


Волчек Лика. Танец амазонок на закате


Происхождение мифов об амазонках

Источник мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в Минойскую цивилизацию. Интересен тот факт, что покровительницей амазонок является богиня Артемида. Культ Артемиды перекочевал с Крита на материковую Грецию и продолжил свое существование в греческой культуре. Образы амазонок-мужеубийц (ἀνδροκτόνοι, по Геродоту), связываются непосредственно с культом двух убийственных божеств - Ареса, «бога женщин» (ϑεὸς γυναικῶν), как Дионис, и мужегубительницы Артемиды, постоянно мыслимой спутницы и как бы женской половины Диониса, — тех двух радующихся на человеческие жертвы божеств, которые, по свидетельству Геродота, чтились наравне с хтоническим Дионисом дионисическими фракийцами. Арес и Дионис кажутся только аспектами одной и той же страшной и вырастающей из подземного, загробного сумрака силы, Артемида — её женскою ипостасью. Тогда как перед идолом Артемиды в Спарте истязают розгами эфебов (юношей), перед изваянием Диониса в Алее бичуют девушек; бичевание же в означенных культах было заменой человеческих жертв. Согласно русскому историку Вячеславу Иванову [48], Дионисов культ воскрешает пред нами те первобытные состояния человеческой души и человеческого общества, когда женщины убегали сонмами в горы, спасаясь от преследования мужчин, когда нападение и защита принимали формы исступленных боев и кровавых истреблений. Дионисов культ является, по преимуществу, женским культом мужского начала: пафос этой религии не может бытъ иным, чем пафосом женского отмщения и мужеубийства.

Женские оргиастические движения были иногда, по всей вероятности, действительными походами, воинственными выселениями. Мэнады приходят с Дионисом в Фивы издалека, из Фригии, по Эврипиду. Аргивское предание помнит, что Дионис пришёл в Аргос из-за моря с исступленными женщинами и что аргивяне под предводительством Персея оказали им вооруженное сопротивление.

Амазонки локализуются преимущественно в Малой Азии (древнейший культ Диониса, по мифу, также один у родственных фракийцев и фригийцев), но они же являются и прямо фракийскими женщинами, «говорящими по-фракийски». Их отношение к Артемиде делает их как бы сонмом, или фиасом, мужененавистнических подруг и сверстниц Артемиды (по Диодору, они — участницы охоты богини), — сонмом, в котором с точностью отражается фиас дев-Дионисиад. Амазоны — девы двойного топора, знакомого нам как символ Дионисический. Их имена, как Меланиппа, Антиопа, Пенфесилея, Молпадия, имеют Дионисический характер. По эфесскому мифу, они ищут защиту у Диониса, и они же им побеждаемы. Они представляются охваченными исступлением, ведущими ночные хороводы, наконец родственными Гиадам, нимфам Диониса. Так, ряд характеристических черт, некоторые из которых во всяком случае черты исконные, позволяет усмотреть в них как бы разновидность мэнад.



Амазонки в искусстве

В кино
В сериале «Зена — королева воинов» напарница Зены, Габриэль, становится лидером племени амазонок.
Появляются в сериале «Удивительные странствия Геракла» в первой серии пилотного сезона «Геракл и амазонки».
Существует фильм «Тарзан и амазонки» 1945 года
Так же Амазонки появились в 7 сезоне 13 серии телесериала «Сверхъестественное».
Новые амазонки (фильм)
Амазонки на Луне

См. также
«Амазонская рота» — женское воинское подразделение Российской империи.
«Раненая амазонка» — тип древнегреческой скульптуры
Говорящие рыбы — аналог амазонок во вселенной «Дюны»
«Дева-воительница» — женщина-воин — архетипичный образ


Литература
Грудь женская! Души застывший вздох (Цветаева)

Ученые нашли в Тамани и в Славянском районе два захоронения женщин-воинов

7.07.03, 12:03 Краснодарский край

Сенсационное заявление сделали ученые Института археологии РАН и Археологическая лаборатория Кубанского госуниверситета - они нашли в Тамани и в Славянском районе захоронения женщин-воинов. 

Последней находкой исследователей были две женские могилы. В них скелеты соседствуют с целым набором оружия, колчанами со стрелами, кинжалом для рукопашной схватки. Кости ног одной из захороненных - четырнадцатилетней девушки, были искривлены от постоянной езды верхом. Другая, вероятно, погибла от наконечника стрелы. К этим археологическим материалам добавляют найденный раньше в поселке Юбилейном на Тамани древний барельеф с изображением битвы женщин с воинами-мужчинами. Директор Археологической лаборатории КГУ Иван Марченко утверждает, что "таманские" амазонки принадлежали к племени савроматов. Он предполагает, что они объединялись в особые женские сообщества и жили отдельно от мужчин. 

Заведующий отделом археологии городского музея-заповедника Александр Шишлов сообщил, что и при раскопках в Дюрсо и Владимировке попадаются подобные могилы, относящиеся к железному веку. Как рассказал Александр Шишлов, всадницы, которые попадались во время раскопок, жили в эпоху Боспорского царства. Тогда самыми грозными врагами античных государств в Причерноморье считались сарматы, или савроматы. Но у этих воинственных племен была одна особенность: греки называли их женоуправляемыми. 

К мнению женщин прислушивались мужчины и вместе с ними они шли в бой. Говорят, что юная сарматка не имела права выйти замуж, пока не убьет в бою первого противника. Есть сведения о том, что одна сарматская царица Амага отстранила от власти своего мужа и стала править вместо него. Она расставляла военные гарнизоны, вела войны и одерживала победы. Так что глава сарматского племени проявила себя как выдающийся полководец.



Источник: газета "Новороссийский рабочий"

 

Сарматы Кубани и Керчи в картинках


Прохоров В. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной. 1881.
Фреска из Керченских (Пантикапейских) катакомб, открытых В.В.Стасовым


Прохоров В. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной. 1881.
Фреска из Керченских (Пантикапейских) катакомб, открытых В.В.Стасовым 

Нижняя часть рисунка фрески первой комнаты(передней стены) склепа, открытого Ашиком в 1841 г.
из "КЕРЧЕНСКИЕ ДРЕВНОСТИ О ПАНТИКАПЕЙСКОЙ КАТАКОМБЕ, украшенной фресками", Антон Ашик, Одесса 1845

 

Комментарий Ашика к этой картинке:
«Похороны знатных особ в древности были сопровождаемы разными играми, охотою и битвами, в следствие верования древних, что покойники занимаются тем в другом мире, чем они занимались во время жизни. Сражение, здесь изображенное, имеет такое же значение, как и вообще все сражения Амозонок с Греками, представленными на древних вазах и стенах гробниц, о чем я уже говорил. На нашем рисунке, с левой стороны, видны жители Пантикапеи и римские рыцари в схватке со своими соседями, обитателями Кавказа или Грузии, которых жены, подобно Амазонкам, отправлялись на войну.»



из книги
РУССКИЕ ДРЕВНОСТИ В ПАМЯТНИКАХ ИСКУССТВА, выпуск второй ДРЕВНОСТИ СКИФО-САРМАТСКИЕ
И.Толстой, Н.Кондаков
Санкт-Петербург, 1889 г 


Эрмитаж


Городцов В.А. Дако-Сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. // Труды ГИМ. М., 1926:
"золотая обкладка ритона, найденная в 1876 г. в Кубанской области, хранящаяся в Ленинградском Эрмитаже (рис. 19).
На обкладке изображена великая богиня сидящею в кресле; в правой руке она держит круглодонный сосуд с причастием; справа от нее стоит ее символ—древо жизни; слева висит конский череп на шесте, как символ ее—покровительницы сарматских коней и всадников; далее изображен всадник на коне, правой рукой он высоко поднял ритон, как доказательство его приобщения богине и как символ дарованной ему власти."

Фрагмент ритона с изображением культовой сцены
Золото; металлопластика. 7.2 см
Скифская культура. Конец 4 - начало 3 вв. до н.э.
Курган у деревни Мерджаны, Прикубанье, деревня Мерджаны близ Анапы
Россия,
Эрмитаж


из книги
РУССКИЕ ДРЕВНОСТИ В ПАМЯТНИКАХ ИСКУССТВА, выпуск второй
ДРЕВНОСТИ СКИФО-САРМАТСКИЕ
И.Толстой, Н.Кондаков
Санкт-Петербург, 1889 г


Экспозиция Эрмитажа

Литвин В.В., председатель комиссии КРО РГО по культурно-историческому наследию стран Причерноморья, президент Краснодарского культурно-исторического Центра ЮНЕСКО, академик МАНЭБ